Невзирая на то, что факторы роста себестоимости производства исчерпались.
Переход вагоностроителей на контракты с плавающими ценами – это шаг навстречу потребителям, но ждать от него реального эффекта не надо, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
«Ключевые факторы роста себестоимости вагонов, как мы считаем, исчерпали себя. Это значит, удешевлением себестоимости, цены на подвижной состав будут корректироваться вниз. Это будет полезно покупателям», – дает прогнозы эксперт.
«С учетом уже достигнутого высокого уровня стоимости новых вагонов, я не жду их значимого удешевления. По данным информированного источника «Ведомостей», переход на рамочные контракты с плавающей ценой связан с повышением цен на металл и комплектующие, а также с ожидаемой полной загрузкой мощностей заводов в этом году и первом полугодии 2020 года. Отсутствие долгосрочного планирования спроса на вагоностроительную продукцию — риск для устойчивого развития отрасли», — предупреждает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Так как из-за неравномерной загрузки предприятий рекордные объемы производства уже через 2-3 года могут смениться профицитом мощностей и нехваткой заказов, прогнозирует эксперт. По итогам прошлого года машиностроительные предприятия выпустили 69 000 вагонов. Данный показатель вплотную приблизился к рекорду 2012 года. Тогда было произведено 71 000 единиц подвижного состава.
Однако аналитики ИПЕМ считают, что рост производства не превратится в долгосрочный тренд. Поскольку потребность в обновлении полувагонов близка к насыщению, считают эксперты. По данным Института проблем естественных монополий, в 2018-м доля полувагонов в общем объеме производства снизилась до 61%, в то время как средний возраст техники в данном сегменте впервые за 12 лет вырос с 8,1 до 8,3 лет. По прогнозам ИПЕМ, в этом году будет выпущено 35-40 тысяч полувагонов. Это составит четверть всей потребности до 2025 года. Новый пик списания ожидается уже после 2029-го года.