В ближайшие два года планируется списать четверть парка вагонов-зерновозов ‒ об этом говорится в протоколе совещания у замруководителя Росжелдора Дмитрия Шпади. Судя по документу, из эксплуатации выведут 722 из 40,8 тыс. ед. в этом году и 10,6 тыс. в период с 2019 по 2020 годы.
Как подсчитали в РЖД, к последнему месяцу зимы нехватка зерновозов составила 300 шт. В 2019-м эта цифра может вырасти до 1,2 тыс., а через год ‒ до 6,2 тыс. Дефицит собираются покрывать по-разному, в том числе производством вагонов. Так, мощности заводов позволяют выпускать им 3 тыс. зерновозов ежегодно, поэтому заметить нехватку просто нереально. При этом зерновики еще давно обращались в Минтранс с просьбой синхронизировать вывод парка с закупкой ‒ по словам главы РЗС Аркадия Злочевского, производство отстает от списания «почти вдвое».
Однако представители Тихвинского завода заявили, что производят 5 тыс. хопперов-зерновозов ежегодно. В УВЗ подтвердили, что «заводы легко покроют потребность», а источник в кабмине отмечает: мощности по выпуску в стране составляют 10,25 тыс. ед., действительные закупки на текущий год ‒ 5,5 тыс. В аграрном ведомстве считают, что негативного влияния от списания вагонов никто не почувствует, ведь заводские мощности позволяют сохранить нынешний уровень парка.
В РЖД указывают на необходимость повышения эффективности перевозок, уменьшения сроков погрузки-разгрузки и расширения элеваторов. При этом вывод на пути 10 тыс. новых вагонов может существенно поднять стоимость перевозки: за год суточная ставка подскочила с 1,2 тыс. до 1,67 тыс. руб. за вагон. По некоторым данным, в минувшем году инновационный хоппер-зерновоз подорожал на 15,8%, в 2018-м его стоимость прибавит еще 5,8%. К 2020 году ожидается увеличение лизинговых платежей с 1,3 тыс. до 1,7 тыс. руб. за вагон в сутки, что отразится на суточных тарифах. В связи с этим Минсельхоз уже предложил аграриям субсидии на предоставление вагонов.