Благодаря активному расширению площадей под черешню в 2013-2017 годах Узбекистан существенно нарастил экспорт этих фруктов и вышел на 4 место в мире, обогнав Испанию. В 2017 году, по информации аналитиков EastFruit, Узбекистан экспортировал около 32 тыс. тонн черешни, что на 5 тыс. тонн больше, чем Испания. По прогнозам экспертов в 2018 году экспорт черешни в Узбекистане возрастёт до 36-38 тыс. тонн.
Еще 5 лет назад экспорт черешни из Узбекистана не превышал 5 тыс. тонн в год, однако в 2016-2017 гг. объемы экспорта резко выросли. Это огромное достижение, если учесть, что качество узбекской черешни невысокое.
Узбекистан по-прежнему продает 99,5% продукции в Россию и в Казахстан, что является существенной проблемой для развития данного направления бизнеса. Ведь в других странах узбекская продукция практически не котируется, несмотря на относительно неплохие вкусовые качества. Поэтому все попытки диверсификации экспорта остаются безуспешными.
Основная проблема узбекской черешни в разнородности сортов, мелком калибре плодов и в отсутствии сортировки как таковой. Остаётся много вопросов и по безопасности продукции. При выращивании узбекистанской черешни широко используют самые разнообразные средства защиты, часто непонятного происхождения и с непроверенной эффективностью.
Не способствует эффективному экспорту и регулирование рынка: необходимость полной предоплаты за поставляемый на экспорт товар, установление минимальных цен на продукцию и попытки монополизации экспорта через неэффективные государственные и квазигосударственные структуры.
Однако самой существенной проблемой является малоэффективный маркетинг продукции. Узбекские компании, принимающие участие в международных выставках и рекламирующие свою продукцию, часто не отвечают на запросы покупателей по телефону или электронной почте, а их сайты как правило не работают. Естественно, от этого страдает имидж всех узбекистанских поставщиков.
Комплекс негативных факторов на фоне растущего предложения черешни на внутреннем рынке привел к резкому падению внутренних цен в 2017 году. Многие фермеры вынуждены были продавать черешню по $0,35-0,45 за кг, несмотря на то, что госкомпания «Узагроэкспорт» обещала выкупить весь урожай в 10 раз дороже.
И тем не менее, узбекская черешня имеет большой потенциал в мире. С большим трудом небольшие объемы черешни из этой страны поставляются в Южную Корею. В 2018 году первые партии поступили в Китай. Если правильно подобрать сорта и технологию, то узбекская черешня найдёт свою нишу и на рынках стран ЕС, ведь здесь она появляется раньше турецкой. Пока же основным преимуществом узбекской черешни является низкая цена, однако со временем, будем надеяться, ее начнут ценить и за качество. При этом даже с таким невысоким качеством Узбекистан оказывает негативное влияние на поставки турецкой продукции на рынок России.
Узбекистан вошел в число мировых лидеров по экспорту черешни
Благодаря активному расширению площадей под черешню в 2013-2017 годах Узбекистан существенно нарастил экспорт этих фруктов и вышел на 4 место в мире, обогнав Испанию.